меню
+7 495 139 60 40 +7 495 139 60 40
Пн - Сб: с 9 до 21  
 
info@avitekengineering.ru
 /  Проектирование и организация климатических и вентиляционных систем на территории аэровокзалов аэропортов

Проектирование и организация климатических и вентиляционных систем на территории аэровокзалов аэропортов

Авитек Инжиниринг
24 Января 2024

Аэропорт – это система зданий и сооружений для технического обслуживания, базирования самолетов, обеспечения воздушных перевозок. Аэровокзал – здание или комплекс зданий для обслуживания пассажиров. 

Проектирование систем вентиляции и кондиционирования для аэропорта и аэровокзала отличается по многим параметрам. 

Рассчитать стоимость вашего объекта:

Для рассчета стоимости работ по вашему объекту заполните форму. Также с нами можно связаться по тел +7 495 139 60 40 и email info@avitekengineering.ru
Это поле обязательно для заполнения
Это поле обязательно для заполнения
Запрещено загружать файл данного типа
Это поле обязательно для заполнения

 

Нормативная документация

Так как нормативные стандарты, в связи с модернизацией оборудования, систем автоматизации, внедрением новых строительных технологий существенно корректируются, при разработке проекта сетей вентиляции и кондиционирования аэровокзалов аэропортов специалисты в основном руководствуются стандартами ГОСТ Р 59972-2021 и СП 478.1325800.2019, устанавливающими правила проектирования вентиляции общественных зданий и сооружений, зданий и аэровокзальных комплексов.

Проект систем вентиляции и кондиционирования аэровокзала также должен соответствовать государственным строительным нормативам и отраслевым ведомственным регламентам:

При реконструкции, модернизации, капитальном ремонте аэровокзалов проект вентиляции и кондиционирования должен учитывать нормативную базу требований ГОСТ 27751-2014, ГОСТ 30494-2011, СП 124.13330.2012, СанПиН 2.1.3684-21.

Вентиляция аэровокзала аэропорта
Устройство вентиляции аэровокзала
  • СП 2.13130.2020

  • СП 60.13330.2020

  • СП 131.13330.2020

  • СП 395.1325800.2018

  • СП 7.13130.2013

  • СанПиН 1.2.3685-21

В каждом конкретном случае при проектировании системы вентиляции и кондиционирования, выборе оборудования, систем диспетчеризации целесообразность применения тех или иных нормативных стандартов определяется на стадии предпроектной подготовки, инструментального обследования здания, проведения комплекса технических расчетов.

На сегодня единой утвержденной нормативной базы проектирования климатических систем аэровокзалов не разработано, поэтому специалисты руководствуются сводом правил, обеспечивающим соблюдение основных нормативов безопасной эксплуатации общественных зданий и сооружений.

Читайте также Цены на проектирование вентиляции

Разработка проекта системы кондиционирования и вентиляции аэровокзала – основные этапы

Пример готового решения вентиляции аэровокзала
Готовый проект вентиляции аэровокзала

Первоначально, на стадии изучения проекта здания, условий пассажирского трафика определяется, к какой группе относится аэровокзал по пропускной способности (пассажиров в час):

  • Малый – от 35 до 450 

  • Средний – от 450 до 1000 

  • Большой – от 1000 до 2500 

  • Крупный – от 2500 

Для расчета воздухообмена в каждом помещении также важно классифицировать здание по типу воздушных перевозок:

Международные, внутренние воздушные линии, местные воздушные линии (в том числе вертолетные площадки), деловая авиация.

  • Параметры температуры и нормы воздухообмена в аэровокзалах
    Тип помещения Температура воздуха,  °C Воздухообмен, в час
    приток вытяжка
    Операционные и кассовые залы, объединенные пассажирские залы, распределительные залы, залы ожидания 18 По расчету не менее 20 м3 наружного воздуха на 1 чел

    При невозможности естественного проветривания — 60 м3 на 1 чел

    Кабины билетных и багажных касс 18 100 м3 на 1 кабину
    Вестибюли, коридоры, переходы, главные лестницы, пешеходные тоннели, галереи 10 1 1
    Помещения приема и выдачи багажа и ручной клади 16 2 1
    Комнаты матери и ребенка:      
    приемная и гардероб 18 1 1
    спальни и игровые 20 1 1
    детские уборные 18 50 м3 на 1 унитаз;

    25 м3 на 1 писсуар

    Комнаты длительного пребывания пассажиров 18 1 1
    Медицинские пункты:      
    комнаты врачей 20 2 1,5
    помещения временного пребывания больных,

    уборные

    18 50 м3 на 1 унитаз;

    25 м3 на 1 писсуар

    Помещения отделений связи, сберегательных касс, транспортных агентств, радиоузлы, диспетчерские 18 3 2
    Помещения военного коменданта, транспортной полиции и другие служебные помещения, комнаты депутатов, комнаты для иностранных туристов 18 1,5 1,5
    Помещения для хранения багажа и ручной клади 16 1 2
    Уборные общего пользования 15 2 100 м3 на 1 санитарный прибор
    Курительные 15 2 10

У нас огромный опыт в обрасти проектирования вентиляции крупных объектов!

Данная классификация необходима для выбора процента корректировки пассажиропотока, в зависимости от пропускной способности аэропорта, наличия транзитных рейсов, других факторов, влияющих на увеличение количества пассажиров в дневной и ночной период, выходные, праздничные и рабочие дни.

Далее изучается планировка здания аэровокзала, определяется классификация отдельных помещений, для которых требуется выбор определенных параметров системы воздухообмена:

  • Основные для пассажиров

  • Технологического отраслевого назначения (пункты пропуска и контроля, прием/выдача/хранение багажа)

  • Санитарного назначения

  • Служебные – для персонала

  • Технические

  • Вспомогательные

Важно подобрать оборудование, рассчитать схему расположения вентиляционных каналов, с учетом санитарно-эпидемиологических нормативов для каждой группы помещений по назначению.

Далее выполняется расчет воздухообмена в каждом помещении, с учетом пассажиропотока, особенностей конструкции здания, наличия естественной и принудительной вентиляции. Нормативные показатели воздухообмена (усредненные) – 60 м3/час на каждого сотрудника и 20 м3/час на каждого пассажира.

Расчеты воздухообмена для кафе, ресторанов, санитарных узлов, расположенных в здании аэровокзала, учитывают нормативные требования, предъявляемые к таким помещениям.

Для обеспечения энергоэффективности, в проекте важно учесть все источники тепла – от оборудования, от освещения, от естественного солнечного тепла через остекление, от людей, от ограждающих конструкций, системы принудительной и естественной вентиляции, от системы отопления. 

На основании теплового расчета, для каждого помещения здания аэровокзала подбирается оборудование кондиционирования зональное или централизованное. Зонирование кондиционирования учитывает общую площадь помещений, назначение, пропускную способность, санитарные нормативы.

Ячеистые потолки аэровокзалов
Потолки аэровокзалов с ячеистой конструкцией

При построении схемы расположения вентиляционных каналов принудительной вентиляции системы кондиционирования, учитывается интеграция автоматики систем воздухоотведения с системой пожарной безопасности, оповещения, нормативами перекрытия воздушных каналов в случае пожароопасной ситуации.

Читайте также Цены ан проектирование системы кондиционирования

Схемы вентиляции и кондиционирования

Для системы вентиляции небольшого аэровокзала вполне достаточно центральной принудительной системы вентиляции, эффективно интегрированной с естественным воздухообменом.

Для аэровокзалов средней пропускной способности, расположенных в южных регионах, необходимо продумать системы кондиционирования с сезонной автоматической регулировкой по мощности, пассажиропотоку, системой автоматики датчиков температуры, интегрированной с чиллерами и фанкойлами.

Для крупных аэровокзалов с большой пропускной способностью необходимы централизованные зональные системы вентиляции, с распределением энергопотребления с центрального диспетчерского пункта, функцией мониторинга воздухообмена в режиме реального времени в зависимости от пассажиропотока. Также рассчитывается система очистки, фильтрации воздуха, соответствующая санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Выбор оборудования для конкретного аэровокзала продиктован следующими основными параметрами:

  • Энергоэффективность

  • Возможность автоматической регулировки по мощности и производительности

  • Интеграция с системами дымоудаления и пожарной безопасности

  • Возможность диспетчеризации при помощи датчиков температуры, процентного содержания кислорода, влажности, степени загрязнения воздуха

Специалисты компании “Авитек-Инжиниринг” разработали не один масштабный проект систем вентиляции. При расчетах используем современное программное обеспечение, принципы БИМ моделирования, построения энергоэффективных систем вентиляции и кондиционирования, соответствующих нормативным требованиям и регламентам безопасности, комфортного микроклимата.

Библиография:

  1. Журнал АВОК "Вентиляция и дымоудаление в аэропортах мира"
  2. ГОСТ 27751-2014 Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения.
  3. ГОСТ 30494-2011 Межгосударственный стандарт, относящийся к параметрам микроклимата для общественных и жилых зданий.
  4. СП 124.13330.2012 Тепловые сети
  5. СП 2.13130.2020 Системы противопожарной защиты
  6. СП 60.13330.2020 Отопление, вентиляция И кондиционирование воздуха
  7. СП 131.13330.2020 Строительная климатология
  8. СП 395.1325800.2018 Транспортно-пересадочные узлы. Правила проектирования
  9. СП 7.13130.2013 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности
  10. СанПиН 2.1.3684-21 Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям
  11. СанПиН 1.2.3685-21 Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания
  12. Руководство по проектированию аэровокзалов аэропортов
  13. Университет климата. Статья: Системы вентиляции и кондиционирования аэровокзалов, аэропортов - УКЦ
Заполните форму
Это поле обязательно для заполнения
Это поле обязательно для заполнения
Введён некорректный e-mail
Запрещено загружать файл данного типа
Это поле обязательно для заполнения