Пневмотранспорт представляет собой специальное оборудование, которое предназначено для перемещения гранулированных и сыпучих веществ. Сегодня существуют разные виды пневматического транспорта, он активно используется в различных сферах промышленности.
Пневматический транспорт перевозит сыпучие грузы по трубопроводу, при помощи сжатой струи воздуха, либо газа. Одни из главных характеристик работы таких систем – сила напора воздуха и всасывающее усилие.
Рассчитать стоимость вашего объекта:
Можно выделить следующие достоинства таких систем:
-
систему можно использовать в ограниченных пространствах, которые неудобны для других видов транспорта
-
перевозимые грузы защищены от влияния окружающей среды, отсутствуют их потери в линиях транспортировки продуктов
-
система не создает запыленность в помещении
-
при использовании пневмотранспорта соблюдаются все санитарно-гигиенические нормы
-
простота в установке и обслуживании системы
-
требуется небольшое число обслуживающего персонала

-
транспортировка может быть полностью непрерывной, что увеличивает производительность предприятия
-
систему можно полностью автоматизировать
У пневмотранспорта есть и свои минусы:
-
большой удельный расход энергии. Это происходит из-за относительно невысокого КПД вентиляторов. Кроме того, из помещения вместе с воздухом уносится тепло, в результате чего требуется больше затрат на отопление
-
трубопроводы достаточно быстро изнашиваются, в частности – в местах поворотов
-
нельзя перевозить влажные грузы, а также липкие вещества
-
нельзя транспортировать мягкие вещества размером больше 80 мм
-
сложно отделять пыль от потоков воздуха
Читайте также Все об услуге пневмотранспорта от "Авитек Инжиниринг"
Элементы системы пневмотранспорта
Такая система состоит из следующих элементов:
-
воздухозаборное устройство
-
вентиляторы (вентилятор может быть приточный или вытяжной)
-
система воздуховодов
-
система приемных бункеров и циклонов для грузов, которые перемещаются
В зависимости от задач пневмотранспортной системы, она может быть оборудована и другими элементами. Например, для работы с измельченными древесными отходами используются особые загрузочные устройства.
Для выгрузки перемещаемых грузов используются, в свою очередь, специальные разгрузочные агрегаты. Они выгружают материал в нужное место, склад или определенное приемное устройство.
Груз от воздуха отделяют фильтры и циклоны. Чаще всего применяется последний вариант.

Иногда в пневмотранспортных системах применяются дефлекторы. Они меняют направление движения потока смеси, при выходе из трубопровода. Используются при работе с измельченной древесиной и ее перемещением в бункеры, подвижные составы, склады. Однако если груз содержит пыль, такой метод разгрузки не подойдет. На открытых складах зачастую применяются поворотно-маятниковые дефлекторы.
Основа пневмотранспортной системы – трубопроводные сети, по которым перемещаются грузы. Эти сети состоят из прямых участков, колен, отводов и множества других элементов. Если концентрация материала на 1 килограмм воздуха составляет до 0,5 кг груза, то используются сварные воздуховоды, сделанные из тонколистовой стали.
Соединяют трубопроводные сети переключатели потока. Эти задачи также выполняют тройники с перекидными клапанами. Такие конструкции не изготавливаются серийно, их делают по индивидуальным чертежам.
При нагревании труб летом и охлаждении зимой, происходит растяжение и сжатие материала, что грозит разрушением системы. Для предотвращения подобного сценария, используются компенсаторы, в качестве которых обычно используются отводы. Между неподвижными опорами, на участках, превышающих длину 10 метров, монтируют специальные сальниковые компенсаторы.
Металлические частицы и крупные кусковые отходы, встречающиеся в грузе, могут создать в системе затор и привести к возгоранию. Чтобы подобного не произошло, в системе устанавливаются специальные ловушки, в том числе магнитные, которые улавливают эти частицы. Применение в пневмотранспорте находят такие типы устройств фильтрации:
-
пылеулавливающие приборы с рукавными отсосами – для мелких частиц в небольших системах, производительностью примерно 2000 м3/ч
-
центральные системы фильтрации ФРИП с большим количеством местных отсосов. Целесообразны при производительности около 4000 м3/ч
-
системы циклонов и бункеров – для задерживания крупных частиц грузов. Вспомогательными средствами очистки воздуха в этом случае могут стать мешковые фильтры
Классификация
Существует несколько типов пневмотранспортного оборудования:
-
низкого давления (разность давления не превышает 5 кПа)
-
среднего (5–10 кПа)
-
высокого (от 10 кПа)
Установки низкого давления наиболее популярны, благодаря своей демократичной цене и надежности.
Также пневмотранспорт классифицируется по методу формирования воздушного потока:
-
нагнетательные - используют напорный воздух
-
всасывающие - применяется разреженный воздух
-
всасывающе-нагнетательные - в системе работает вентилятор

Кроме этого, пневматические транспортные системы разделяют по способности переносить воздушные смеси с различным содержанием частиц:
-
агрегаты низкой концентрации (µ < 0,5)
-
средней (0,5 < µ < 2,0)
-
высокой (µ > 2,0)
В случае, если груз слишком пыльный и циклон не справляется, то специальные фильтры дополнительно очищают воздух.
Сложности и особенности
Проектирование пневмотранспортных систем предполагает достаточно большое число расчетов. Первый этап в создании такой системы – формулирование технического задания и сбор исходных данных об объекте. Речь идет о таких данных, как скорость и расход движения воздуха, потери давления и другие характеристики. Руководствуясь этой информацией, инженеры рассчитывают нужный диаметр воздуховодов, а также выбирают пылеулавливающие установки и иные элементы системы.
Важно верно подобрать фильтрующее оборудование: агрегаты от разных производителей отличаются по мощности, размеру и предназначению.
Без согласованного технического задания, а также утвержденного проекта приобретать оборудование и начинать его установку крайне не рекомендуется. Только грамотный расчет, выполненный профессиональным проектировщиком, позволит создать в будущей системе правильный воздухообмен.
Проектировщики компании "Авитек Инжиниринг" внимательно изучают особенности, концентрацию и химический состав удаляемого отработанного воздуха. Исходя из этой информации, проектируется оборудование определенного назначения. Кроме того, наши специалисты подберут разрешенное место размещения воздуховодов и агрегатов, учтут все противопожарные нормы.
Библиография:
- Временная инструкция по испытанию, регулированию и эксплуатации внутрицеховых пневмотранспортных установок на предприятиях по переработке зерна
- Временная инструкция по пуску, наладке и эксплуатации вентиляционных установок на промышленных предприятиях
- Правила технической эксплуатации и безопасного обслуживания газопылеулавливающих установок
- Расчет установок пневмотранспорта, 2015 г. Издательство Томского политехнического университета
- Пневмотранспорт деревообрабатывающих предприятий, Братск 2007. Учебное пособие
- Приказ Ростехнадзора от 03.09.2020 N 331 "Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности "Правила безопасности взрывопожароопасных производственных объектов хранения и переработки растительного сырья"